Astell&Kern SP3000M маленький по размеру плеер в сравнении с привычными в этом классе "кирпичами". Он удобно лежит в руке, помещается в карман и весит мало. Очень уж подозрительно - может ли в столь небольшом устройстве поместиться качественный звук? На сайте производителя написано: "Компактный размер, безграничный звук". Плеер для серьёзной музыки и серьёзных людей. Не для баловства.
Внутри такая же схема, как в SP3000: четыре флагманских ЦАП AK4499EX и два отдельных AK4191EQ, для раздельной цифровой и аналоговой обработки сигнала. Будучи современным, SP3000M по умолчанию поддерживает 32 бит и 768 кГц и DSD512. Мощность усиления по небалансу 3,3 vrms, по балансу 6,3 vrms. Батарея 4200 мАч.
В комплекте: серийник на 60 дней Roon и 25% скидка на покупки с www.nativedsd.com, 4 защитных плёнки, 2 заглушки для слота micro-CD, книжечки-инструкции, кожаный чехол, деревянная коробка и сам плеер..
Прослушивание начал с внутриканальными наушниками Noble Audio Ronin, и они отлично «спелись» с плеером. Причина проста: главная фишка SP3000M - его высокая разрешающая способность вместе с умением отрисовывать текстуры звука, шлифовать каждый шорох в записи, отображая его отдельным элементом. Если совместить Ronin с плеером ТОП-класса, умеющем буквально вычерчивать тончайшие нюансы воспроизводимых акустических инструментов, то раскрывается очаровывающая сила как плеера, так и наушников - филигранность, чёткость, высочайшая точность, ощутимая динамика в каждом звуке. Noble Ronin по характеру "правильные" наушники, словно зеркало, отражающие то, что им подают. На хорошо записанных классических произведениях в формате DSD они вместе с SP3000M начинают творить чудо, создавая вокруг слушателя полотно музыкальных гармоний естественно и достоверно, так, как это звучало бы на концерте.
Характер у Astell & Kern SP3000M прохладный и нейтральный. Он отлично умеет выстраивать сцену вперёд в глубину и расставлять на ней музыкальные партии с поразительной точностью. На всём частотном диапазоне SP3000M обеспечивает высокую детальность, ничего при этом не высветляя, не притемняя. Присутствует ощущение чистейшего воздуха между звуков, достаточная телесность и отрисовка фактурности до уровня 3D-объектов, подвешенных в пустом пространстве. Но некоторым слушателям Астел может показаться недостаточно густым, мягким и сочным в сравнении Cayin N8-2 с ламповым усилением или Hiby RS8 на R2R-матрице. Прослушав большое количество записей из своей коллекции, я обнаружил, что даже в пределах одного жанра SP3000M может порадовать и разочаровать – всё зависит от конкретной записи. Из этого следует вывод, что Astell&Kern SP3000M очень капризен к качеству подаваемого на него материала.
Вспомнил, что у меня лежат полноразмерные изодинамические наушники Meze Elite, которые, несмотря на своей высочайший уровень детальности, широченную сцену и безупречное разделение инструментов, добавляют слитность, мягкость и бархатистость в звучание. Подключил Meze Elite к Astell & Kern SP3000M, и меня постиг мгновенный Вау-эффект, погрузивший моё сознание в безбрежную меломанию на целых три дня. Первым открытием стала запись швейцарской оперной певицы Regula Mühlemann «Fairy Tales» во Flac 24-96. «Пер Гюнт» звучал сказочно. Завораживающее вступление, за которым последовал красивейший вокал певицы. Композиция развернулась в огромном пространстве вокруг наушников и, казалось, распространялась на всю комнату, будто звук исходил из полочной акустики. Далее пошёл космический эмбиент от австралийского электронного проекта All India Radio. На связке Meze Elite с SP3000M подобная музыка буквально выбрасывает в астрал. Всякого рода эмбиент на упомянутой выше связке – это уже не просто прослушивание музыки, а трансцендентная медитация, подобная путешествию астральной проекции сквозь далёкие чудеса вселенной и за её пределами. Meze Elite – одни из самых лёгких изодинам для использования с портативом. Для полного раскрытия им более чем достаточно современного флагманского плеера, и можно прийти к мысли о том, что большая стационарная система зря занимает своё место в доме. Связка Elite + Астел на большинстве жанров оказалось самодостаточной и вполне взрослой по звучанию. Не каждый настольный комбайн для наушников может поспорить с таким уровнем. В противоположность этому хочу покритиковать излюбленную многими участниками тематических аудио форумов связку плееров Астел с наушниками HiFiMan HE1000se и Aria Organic. Эти наушники с плеером звучат плоско в сравнении с тем, что они могут сделать на приличном для них стационаре. Elite наоборот, в связке с SP3000M удивили больше, чем их прослушивание ранее на больших трактах.
Единственно для тяжёлого метала Elite оказались слишком объёмными. На электронной музыке бас качает фундаментально. Но для тяжёлой музыки, на мой вкус, хочется больше плотности атаки и не столь широкую сцену. Snorry Si-5 в этом плане оказались более уместными наушниками, если использовать не серебряный кабель Purgatorio, а медь наподобие штатного кабеля от Meze. Жаль у меня нет возможности послушать и сравнить в лоб с другим плеером корейской компании – SP3000T. По многочисленным отзывам он немного проигрывает в детальности SP3000 и SP3000M, зато выигрывает по мягкости, количеству баса и более жирной подаче за счёт ламп.
По жанрам
На чём действительно превосходен SP3000M, так это классическая музыка. Большие симфонические оркестры воспроизводятся с ощущением большого числа музыкантов, а каждая партия не сливается в единый звук, а раскрывается как полифония множества инструментов. Вокал выделен и подаётся с такой ясностью, что можно не просто услышать, а почувствовать, как вокалист делает вдох перед началом пения. Струнные инструменты звучат идеально.
Электронная музыка выигрывает за счёт большого объёма сцены. Ошеломляюще весомый бас доносится из глубины зала и обрушивается на слушателя в то время, как остальные звуки разбрасываются на всё пространство вокруг, передавая настоящее ощущение большого клуба. На электронной музыке бас действительно впечатляющий, особенно с такими наушниками как Meze Elite. И большой объём звука совсем не мешает на электронике басу качать, в отличии от металла, где хочется сделать его плотней и ближе. Но это мои личные ощущения, которые могут сильно отличаться от ваших. Да и использование других наушников может сильно изменить вывод и жанровые приоритеты.
Джаз и блюз можно предпочесть и с более тёплой вальяжной подачей, чем это делает SP3000M. Однако, способность плеера передать рельеф контрабасов и натуральный удар барабана, делают Астел по-особенному привлекательным.
Рок, как я уже писал выше, сильно зависит от качества подаваемой на плеер записи. На некоторых записях драйв звучит разряжено и роковой атмосферы не получается. На других же записях, где это прописано хорошо, рок звучит сногсшибательно, драйвово, динамично, с полным вовлечением слушателя в весёлое настроение пьянящей музыки.
Для тяжёлого металла SP3000M обладает достаточной техничностью, чтобы отыграть быстрые партии и сложные гитарные рифы. Нужно только подобрать в пару к плееру наушники с более плотной и акцентированной на нижних частотах подачей.
Фильтры ЦАП
Стоит отметить работу фильтров ЦАП. Они влияют на звук только с форматами 24 бит 192 кГц или ниже. В более высокой разрядности и на формате DSD фильтры не работают. Влияние фильтров слышно и в некоторых случаях спасительно. На оцифровке винила Soundgarden - 1996 - Down On The Upside [LP 24-192] меня раздражают резкие звуки «С» на вокале Криса Корнелла. Это ужасно, потому что альбом шедевральный. Да и сама запись звучит превосходно до того момента, как Крис произносит злосчастное «С». Четвёртый по счёту сверху фильтр Short Delay Show Roll-Off мне здорово помог в прослушивании этой записи, в то время как первый фильтр – Sharp Roll-Off звучит более резко и уместен на идеальных записях без сибилянтов.
Батарея при подключении к плееру полноразмерных изодинамических наушников по балансу держит 4-5 часов.
Вывод
Astell & Kern SP3000M произвёл на меня глубочайшее впечатление. И это искренне, без рекламы и преувеличений. Перечитывая свой обзор, я нашёл его слишком раздутым в похвалах. Но именно такими были мои эмоции после нескольких дней углублённого погружения в музыку.
Жаль, что нет возможности в лоб сравнить с его соседями по Астеловской линейке – SP3000 и SP3000T. После ряда прослушиваний SP3000 с разными наушниками (лучшие в той связке были Denon AH-D9200) у моего товарища, этот плеер мне запомнился посуше, чем 3000М, который сейчас кажется более плавным. Но это может быть связано ещё и с разными прошивками после обновлений. Несмотря на то, что производитель Astell&Kern упорно утверждают на известных мировых аудио форумах, что прошивки не влияют на характер звука их устройств, это абсолютно не так. Прошивки влияют, меняют звук, и могут изменить звучание прилично от исходного, с которым плеер приобретался. Ну вот, разбавил свои похвалы хоть каким-то упрёком в сторону Astell. В остальном плеер смело рекомендую. Особенно любителям классической музыки Astell&Kern будет лучшим выбором из всех ныне существующих портативных плееров. Тут вы получите строгую, академичную, точно выверенную подачу звука, свойственную флагманам этой компании.